Система кроссдокинг — что это и зачем он нужен
Согласно статистике, около 12% стоимости товара — это расходы на логистику. Конечно, этот показатель будет разниться для некоторых категорий товаров, но в среднем потребитель платит за поставки чуть больше одной десятой стоимости итогового продукта. Чтобы снизить цены, нужно экономить на логистике. Чтобы экономить на логистике, нужно придумывать более эффективные способы погрузки и разгрузки товара. Именно для этого был создан кросс-докинг. Давайте рассмотрим, что такое кросс-докинг, как он применяется и каковы его плюсы и минусы.
Что такое кросс-докинг
Кросс-докинг — это операция в логистической цепочке движения товара, при которой товар не принимается на ответственное хранение, находясь на складе минимальное время. Вместо того чтобы брать товар на длительное хранение, компания просто «переваливает» его через склад, практически моментально отдавая следующему перевозчику. Кросс-докинг иногда называют сквозным складированием, что в принципе верно — это прямая поставка от поставщика к заказчику, без хранения товара на складе.

Для каких ниш, видов бизнеса и товаров подходит кросс-докинг
Есть несколько видов товаров, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением. К ним относят:
- товары с ограниченным сроком годности и хранения. Как правило, это продукты питания: овощи, молочная продукция, мясо, фрукты и так далее;
- исключительные товары высочайшего качества, которые не нуждаются в проверке в ходе приемки;
- вещи с ограниченным сроком реализации;
- продукты, которые постоянно пользуются повышенным спросом у продавцов и покупателей;
- заказы для максимально быстрой доставки.
Проще говоря, если в реализации товара скорость играет первостепенную роль, то кросс-докинг принесет много пользы как поставщику, так и продавцу. Быстрая реализация оправдает ожидания покупателя.
Чаще всего кросс-докинг используют, когда у товара есть только фабричная упаковка. Чтобы быстро сортировать такие товары в ходе передачи их в дальнейшую перевозку, используют различные сортировочные системы. Выбор системы в основном зависит от типа товара, который нужно сортировать:
- «Овал» — сортировочная система овальной формы, которая предназначена для сортировки товаров в мягкой упаковке. Обычно это одежда или аксессуары, которые не рискуют побиться или помяться в ходе сортировки.
- «Хэнг» — это система для сортировки товаров на вешалкaх (опять-таки, как правило, это одежда). Специальный крюк сортировщика сбрасывает товары на рельсы, где их отправляют на сортировку и переупаковку. Обычно так сортируют одежду, но некоторые сравнительно легкие товары в коробах тоже могут быть оснащены вешалками, и тогда для них подходит такая система сортировки.
- «Слайд трей» – это овальное устройство, работающее со специальными наклонными платформами. У платформ есть бортики, и при открытии нижнего бортика товар выскальзывает с платформы. С помощью такой системы сортировки перерабатывают очень много продукции: диски, книги, мелкую электронику, конверты, упакованную обувь и одежду, коробки или почтовые посылки.
- «Лайн» – это работающая на конвейерном принципе линейная автоматическая система сортировки товаров. Она используется в основном для товаров в твердой упаковке: электроника, мультимедиа, почтовые посылки. Товары скатываются в короб по специально наклоненному лотку. «Лайн» используют только для сортировки товаров, которым не страшны падения: например, посуду или зеркала так сортировать не получится.
- «Кроссбелт» – линейное устройство, работающее на конвейере с поперечными лентами. На поперечныe ленты выкладывают груз, а далее конвейер двигается между отделами сортировки. Ленты подвижны; они могут подтолкнуть товар в нужный накопительный отсек. Далее его уже перекладывают в коробки.
Виды кросс-докинга и их этапы
Сейчас разработаны и активно используются для улучшения логистики две схемы кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный. Давайте рассмотрим их подробнее.
Одноэтапный
Одноэтапный кросс-докинг — это очень быстрая процедура. Работники склада принимают товар, а затем, без смены упаковки, отправляют его дальше. Фактически склад здесь выступает просто «перевалочным пунктом».
Выделяют шесть видов одноэтапного кросс-докинга:
- Перевалка. Груз никаким образом не модифицируется, все документы остаются прежними. Склад сменяет только транспортное средство, на котором перевозился товар.
- Расконсолидация на одного поставщика. Этот метод применяется, когда один поставщик направляет товар нескольким грузополучателям, и в одной машине находится товар сразу для всех. Несколько машин с товаром проходят через склад и отправляются далее конечным грузополучателям. Расконсолидация позволяет таким образом отделить товары по получателям.
- Расконсолидация на несколько поставщиков. Если несколько машин привезли товар от нескольких поставщиков, каждый из которых отправлял груз нескольким грузополучателям, то задача склада — распределить всю эту массу товаров на автомобили, которые отправятся каждый к своему получателю.
- Консолидация. Этот метод эффективен, если на одного грузополучателя ссылаются несколько поставщиков. Одна машина загружается и формируется из нескольких приходящих автофургонов.
- Переконсолидация. Как и в случае со вторым типом расконсолидации, этот метод используется, когда на несколько грузополучателей приходится несколько поставщиков. После того как товар разгрузят в зоне выгрузки, происходит его переконсолидация по документам заказов, которые потом распределяются по грузовым средствам.
- Подсортировка со склада. Пока груз перекладывается в другое ТС во время «перевалки» на складе, в него можно добавлять другой товар, имеющийся в наличии на складе. Такой прием сочетается и с перевалкой, и с расконсолидацией, и с переконсолидацией. Строго говоря, это не вид одноэтапного кроссдокинга, а дополнение к нему.
Двухэтапный
Если одноэтапный кросс-докинг никак не затрагивает документы и упаковку, двухэтапный перепроверяет груз и переоформляет его. Двухэтапный кросс-докинг более безопасен, хотя и отнимает гораздо больше времени. С другой стороны, он так же не назначает склад ответственным за недостачу — фактически руководство склада не несет ответственности за товар в течение всего времени его пребывания на складе.
Плюсы и минусы кросс-докинга
Преимуществ у кросс-докинга очень много. Перечислим основные из них:
- За недостачу или любые другие проблемы с грузом отвечает поставщик. Склад не несет ответственности за товар и даже не должен сверять документы (например, упаковочный лист).
- Скорость поставки до конечного получателя значительно увеличивается.
- Грузополучатель не обязан тратить много денег на аренду складских помещений.
- Комплектация товара значительно ускоряется, не замедляясь на складах.
- Каждый поставщик или получатель груза значительно экономит на складе: его не нужно арендовать полностью или даже строить собственный.
- У транспортной компании появляется возможность одновременно вести большие заказы.
- Складской персонал можно сократить до необходимого оптимума.
- Ротация товаров становится более эффективной, и в магазинах не залеживается просрочка или товары прошлого сезона.
- Издержки на логистику снижаются у всех участников перевозок: получателя, транспортной компании, поставщика. Это обеспечивается за счет отсутствия необходимости арендовать склад и за счет снижения количества сотрудников, работающих на складе (и получающих зарплату за свой труд).
Стоит отметить, что первоочередная цель кросс-докинга — сократить сроки, а не стоимость поставок. Впрочем, от первого зависит и второе, так что можно смело заявить, что кросс-докинг позволяет сэкономить и время, и деньги компании.
Минусов у кросс-докинга тоже немало, и их необходимо учитывать:
- Такой тип логистики приносит прибыль транспортной компании, только если объем отгрузок составляет более 3000 кубических метров в неделю. В остальных случаях кросс-докинг скорее убыточен.
- Кросс-докинг заметно снижает доверие поставщика к владельцу склада. Но это решается с помощью продуманных договоров. Учтите, что не все поставщики готовы работать с кросс-докингом, поскольку ответственность за товар и его недостачу всегда будет лежать на них.
- Для адекватной работы потребуется связь между ERP-системами всех участников поставки. Вспомним, что у ТК как грузополучателей, так и поставщиков может быть множество. Так что логистической компании потребуется сложная IT-система, которую еще и поддерживать нужно на постоянной основе. А это сулит расширение кадров за счет IT-отдела.

Какие требования предъявляют к складам для кросс-докинга
Основное отличие склада для кросс-докинга от обычных складских помещений состоит в пропорциях здания. Ширину обычно принимают за 1/3 длины, а площадь склада остается неизменной. Это позволяет разместить больше кросс-докинговых зон для одновременной разгрузки-погрузки.
Складские помещения для кросс-докинга должны быть оборудованы подходящими воротами. На каждые 300–500 квадратных метров складской площади нужны хотя бы одни ворота. Не забудьте также рассчитать оптимальное количество складской техники, включая погрузчики. Обычный склад как помещение, в котором хранится товар, при выполнении операций кросс-докинга не требуется. Любое невысокое прямоугольное помещение с погрузочными воротами с обеих сторон подойдет для организации кросс-докинга.
Особенности применения кросс-докинга в России
В России кросс-докинг начал применяться в конце 90-х годов, когда активно начала развиваться логистика в стране. Сейчас кросс-докинг активно применяется в логистичесих цепочках ведущих компаний страны, включая такие продуктовые гиганты, как «Пятерочка», «Лента», «Верный», «Магнит». Наиболее часто кросс-докинг в России применяется в распределительных центрах крупных сетей.
Складские помещения нового формата, которые сейчас принято использовать для кросс-докинга, начали возводиться в середине 2010-х годов. Они полностью отвечают международным стандартам. Российские логисты часто подсматривают удачные решения у своих коллег на западе и на востоке, так что российский кросс-докинг развивается в ногу со временем.
Впрочем, классический кросс-докинг в России применяется редко; обычно он включает в себя короткий этап хранения продуктов. Как правило, это вызвано задержками и проблемами логистики у транспортных компаний, которые приводят к тому, что нужные машины не могут одновременно подъехать к складу для выгрузки-погрузки.
Заключение
Кросс-докинг может стать очень эффективной практикой, если применять его с умом и грамотно распределять товары, которые будут поставляться через эту систему. Эффективная логистика поможет снизить цену на ваш товар, повышая конкурентоспособность вашей фирмы на фоне остальных компаний. Даже если вы только занимаетесь транспортными вопросами, возможность предоставления услуг кросс-докинга сделает вас более привлекательным вариантом для потенциальных клиентов.

















Свежие комментарии