Система кроссдокинг — что это и зачем он нужен

Согласно статистике, около 12% стоимости товара — это расходы на логистику. Конечно, этот показатель будет разниться для некоторых категорий товаров, но в среднем потребитель платит за поставки чуть больше одной десятой стоимости итогового продукта. Чтобы снизить цены, нужно экономить на логистике. Чтобы экономить на логистике, нужно придумывать более эффективные способы погрузки и разгрузки товара. Именно для этого был создан кросс-докинг. Давайте рассмотрим, что такое кросс-докинг, как он применяется и каковы его плюсы и минусы.

Что такое кросс-докинг

Кросс-докинг — это операция в логистической цепочке движения товара, при которой товар не принимается на ответственное хранение, находясь на складе минимальное время. Вместо того чтобы брать товар на длительное хранение, компания просто «переваливает» его через склад, практически моментально отдавая следующему перевозчику. Кросс-докинг иногда называют сквозным складированием, что в принципе верно — это прямая поставка от поставщика к заказчику, без хранения товара на складе.

Для каких ниш, видов бизнеса и товаров подходит кросс-докинг

Есть несколько видов товаров, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением. К ним относят:

  • товары с ограниченным сроком годности и хранения. Как правило, это продукты питания: овощи, молочная продукция, мясо, фрукты и так далее;
  • исключительные товары высочайшего качества, которые не нуждаются в проверке в ходе приемки;
  • вещи с ограниченным сроком реализации;
  • продукты, которые постоянно пользуются повышенным спросом у продавцов и покупателей;
  • заказы для максимально быстрой доставки.

Проще говоря, если в реализации товара скорость играет первостепенную роль, то кросс-докинг принесет много пользы как поставщику, так и продавцу. Быстрая реализация оправдает ожидания покупателя.

Чаще всего кросс-докинг используют, когда у товара есть только фабричная упаковка. Чтобы быстро сортировать такие товары в ходе передачи их в дальнейшую перевозку, используют различные сортировочные системы. Выбор системы в основном зависит от типа товара, который нужно сортировать:

  • «Овал» — сортировочная система овальной формы, которая предназначена для сортировки товаров в мягкой упаковке. Обычно это одежда или аксессуары, которые не рискуют побиться или помяться в ходе сортировки.
  • «Хэнг» — это система для сортировки товаров на вешалкaх (опять-таки, как правило, это одежда). Специальный крюк сортировщика сбрасывает товары на рельсы, где их отправляют на сортировку и переупаковку. Обычно так сортируют одежду, но некоторые сравнительно легкие товары в коробах тоже могут быть оснащены вешалками, и тогда для них подходит такая система сортировки.
  • «Слайд трей» – это овальное устройство, работающее со специальными наклонными платформами. У платформ есть бортики, и при открытии нижнего бортика товар выскальзывает с платформы. С помощью такой системы сортировки перерабатывают очень много продукции: диски, книги, мелкую электронику, конверты, упакованную обувь и одежду, коробки или почтовые посылки.
  • «Лайн» – это работающая на конвейерном принципе линейная автоматическая система сортировки товаров. Она используется в основном для товаров в твердой упаковке: электроника, мультимедиа, почтовые посылки. Товары скатываются в короб по специально наклоненному лотку. «Лайн» используют только для сортировки товаров, которым не страшны падения: например, посуду или зеркала так сортировать не получится.
  • «Кроссбелт» – линейное устройство, работающее на конвейере с поперечными лентами. На поперечныe ленты выкладывают груз, а далее конвейер двигается между отделами сортировки. Ленты подвижны; они могут подтолкнуть товар в нужный накопительный отсек. Далее его уже перекладывают в коробки.

Виды кросс-докинга и их этапы

Сейчас разработаны и активно используются для улучшения логистики две схемы кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный. Давайте рассмотрим их подробнее.

Одноэтапный

Одноэтапный кросс-докинг — это очень быстрая процедура. Работники склада принимают товар, а затем, без смены упаковки, отправляют его дальше. Фактически склад здесь выступает просто «перевалочным пунктом».

Выделяют шесть видов одноэтапного кросс-докинга:

  • Перевалка. Груз никаким образом не модифицируется, все документы остаются прежними. Склад сменяет только транспортное средство, на котором перевозился товар.
  • Расконсолидация на одного поставщика. Этот метод применяется, когда один поставщик направляет товар нескольким грузополучателям, и в одной машине находится товар сразу для всех. Несколько машин с товаром проходят через склад и отправляются далее конечным грузополучателям. Расконсолидация позволяет таким образом отделить товары по получателям.
  • Расконсолидация на несколько поставщиков. Если несколько машин привезли товар от нескольких поставщиков, каждый из которых отправлял груз нескольким грузополучателям, то задача склада — распределить всю эту массу товаров на автомобили, которые отправятся каждый к своему получателю.
  • Консолидация. Этот метод эффективен, если на одного грузополучателя ссылаются несколько поставщиков. Одна машина загружается и формируется из нескольких приходящих автофургонов.
  • Переконсолидация. Как и в случае со вторым типом расконсолидации, этот метод используется, когда на несколько грузополучателей приходится несколько поставщиков. После того как товар разгрузят в зоне выгрузки, происходит его переконсолидация по документам заказов, которые потом распределяются по грузовым средствам.
  • Подсортировка со склада. Пока груз перекладывается в другое ТС во время «перевалки» на складе, в него можно добавлять другой товар, имеющийся в наличии на складе. Такой прием сочетается и с перевалкой, и с расконсолидацией, и с переконсолидацией. Строго говоря, это не вид одноэтапного кроссдокинга, а дополнение к нему.

Двухэтапный

Если одноэтапный кросс-докинг никак не затрагивает документы и упаковку, двухэтапный перепроверяет груз и переоформляет его. Двухэтапный кросс-докинг более безопасен, хотя и отнимает гораздо больше времени. С другой стороны, он так же не назначает склад ответственным за недостачу — фактически руководство склада не несет ответственности за товар в течение всего времени его пребывания на складе.

Плюсы и минусы кросс-докинга

Преимуществ у кросс-докинга очень много. Перечислим основные из них:

  • За недостачу или любые другие проблемы с грузом отвечает поставщик. Склад не несет ответственности за товар и даже не должен сверять документы (например, упаковочный лист).
  • Скорость поставки до конечного получателя значительно увеличивается.
  • Грузополучатель не обязан тратить много денег на аренду складских помещений.
  • Комплектация товара значительно ускоряется, не замедляясь на складах.
  • Каждый поставщик или получатель груза значительно экономит на складе: его не нужно арендовать полностью или даже строить собственный.
  • У транспортной компании появляется возможность одновременно вести большие заказы.
  • Складской персонал можно сократить до необходимого оптимума.
  • Ротация товаров становится более эффективной, и в магазинах не залеживается просрочка или товары прошлого сезона.
  • Издержки на логистику снижаются у всех участников перевозок: получателя, транспортной компании, поставщика. Это обеспечивается за счет отсутствия необходимости арендовать склад и за счет снижения количества сотрудников, работающих на складе (и получающих зарплату за свой труд).

Стоит отметить, что первоочередная цель кросс-докинга — сократить сроки, а не стоимость поставок. Впрочем, от первого зависит и второе, так что можно смело заявить, что кросс-докинг позволяет сэкономить и время, и деньги компании.

Минусов у кросс-докинга тоже немало, и их необходимо учитывать:

  • Такой тип логистики приносит прибыль транспортной компании, только если объем отгрузок составляет более 3000 кубических метров в неделю. В остальных случаях кросс-докинг скорее убыточен.
  • Кросс-докинг заметно снижает доверие поставщика к владельцу склада. Но это решается с помощью продуманных договоров. Учтите, что не все поставщики готовы работать с кросс-докингом, поскольку ответственность за товар и его недостачу всегда будет лежать на них.
  • Для адекватной работы потребуется связь между ERP-системами всех участников поставки. Вспомним, что у ТК как грузополучателей, так и поставщиков может быть множество. Так что логистической компании потребуется сложная IT-система, которую еще и поддерживать нужно на постоянной основе. А это сулит расширение кадров за счет IT-отдела.

Какие требования предъявляют к складам для кросс-докинга

Основное отличие склада для кросс-докинга от обычных складских помещений состоит в пропорциях здания. Ширину обычно принимают за 1/3 длины, а площадь склада остается неизменной. Это позволяет разместить больше кросс-докинговых зон для одновременной разгрузки-погрузки.

Складские помещения для кросс-докинга должны быть оборудованы подходящими воротами. На каждые 300–500 квадратных метров складской площади нужны хотя бы одни ворота. Не забудьте также рассчитать оптимальное количество складской техники, включая погрузчики. Обычный склад как помещение, в котором хранится товар, при выполнении операций кросс-докинга не требуется. Любое невысокое прямоугольное помещение с погрузочными воротами с обеих сторон подойдет для организации кросс-докинга.

Особенности применения кросс-докинга в России

В России кросс-докинг начал применяться в конце 90-х годов, когда активно начала развиваться логистика в стране. Сейчас кросс-докинг активно применяется в логистичесих цепочках ведущих компаний страны, включая такие продуктовые гиганты, как «Пятерочка», «Лента», «Верный», «Магнит». Наиболее часто кросс-докинг в России применяется в распределительных центрах крупных сетей.

Складские помещения нового формата, которые сейчас принято использовать для кросс-докинга, начали возводиться в середине 2010-х годов. Они полностью отвечают международным стандартам. Российские логисты часто подсматривают удачные решения у своих коллег на западе и на востоке, так что российский кросс-докинг развивается в ногу со временем.

Впрочем, классический кросс-докинг в России применяется редко; обычно он включает в себя короткий этап хранения продуктов. Как правило, это вызвано задержками и проблемами логистики у транспортных компаний, которые приводят к тому, что нужные машины не могут одновременно подъехать к складу для выгрузки-погрузки.

Заключение

Кросс-докинг может стать очень эффективной практикой, если применять его с умом и грамотно распределять товары, которые будут поставляться через эту систему. Эффективная логистика поможет снизить цену на ваш товар, повышая конкурентоспособность вашей фирмы на фоне остальных компаний. Даже если вы только занимаетесь транспортными вопросами, возможность предоставления услуг кросс-докинга сделает вас более привлекательным вариантом для потенциальных клиентов.

ТИР в системе международных перевозок: подробный обзор системы

Если вы хоть раз выезжали на междугородные трассы, то вы наверняка встречали грузовики с табличкой TIR рядом с задними габаритками. Что эта табличка означает? В этой статье мы подробно расскажем вам об аббревиатуре TIR, откуда она появилась, что она значит и каковы особенности ее применения в России.

Что обозначает аббревиатура TIR

TIR расшифровывается как Transport International Router — «международные автомобильные перевозки». Эта система работает на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Таможенная конвенция была утверждена 14 ноября 1975 года в Женеве. Создатели Таможенной конвенции ставили перед собой важную цель — упростить транспортные перевозки с административной точки зрения. Как вы наверняка знаете, перевоз грузов из одной страны в другую обычно сопряжен с массой трудностей: необходимо представить проверяющим все бумаги на гру, документы водителя и компании, нанявшей его. Кроме того, владельцу груза предстоит заплатить немалый налог на свой товар. Таможенная конвенция призвана упростить всю эту бумажную волокиту и дать владельцам груза право выплачивать налог по упрощенной схеме. Так перевозки не только упростились, но и ускорились, что было выгодно абсолютно всем участникам процесса. Логистика предприятий стала более эффективной и упростилась, что позволило высвободить рабочую силу для других, более сложных задач.

Сейчас Таможенная конвенция действует в 57 странах, среди которых страны СНГ и Россия. США сейчас официально не подписывали это соглашение, но упрощенное налогообложение действует и там.

Что значит надпись TIR на фурах

Если вы встретили табличку с аббревиатурой TIR на проезжающем мимо грузовике, это значит, что у водителя подготовлены документы для упрощенного налогового режима, и он проехал через границу страны. На границе таможенники проверяют документы водителя и, если все в порядке, крепят наклейку TIR на корпус. Как только машина покидает пределы страны, наклейку снимают. Если при этом она перемещается из одной страны, в которой действует Таможенная конвенция, в другую, то наклейку сразу же меняют на новую.

Аббревиатура TIR встречается не только на грузовых автомобилях. Такой же наклейкой могут отметить и другой транспорт: вагоны ж/д поездов, контейнеры сухогрузов и так далее. Словом, все, что по умолчанию проверяется на таможне, может получить такую льготу.

Вот как происходит упрощенный досмотр фур на таможне: сотрудники таможни проверяют документы водителя и пломбируют грузовой отсек фуры. Затем на основании осмотренного груза оформляется книжка МДП (она же Carnet TIR, но о ней мы поговорим чуть позже). Пломба и наклейка TIR дает фуре право передвигаться по стране практически без ограничений: ее не досматривают на внутренних таможнях, а водитель освобожден от уплаты пошлин.

Не стоит думать, что грузовики, входящие в систему Transport International Router, вовсе не досматривают на пограничных пунктах. Определенные проверки все равно остаются, ведь всегда сохраняется риск, что в грузовике скрывается контрабанда, наркотики или оружие (или любые другие запрещенные в стране продукты).

Таким образом, пломба TIR позволяет водителю грузовика беспрепятственно проехать весь маршрут из страны отправки в страну назначения, пересекая границы несколько раз. Перевозчик не тратит время на постоянные остановки у каждого пункта досмотра, а все пошлины, которые нужно выплатить за проезд через страну, будут уплачены одним большим платежом, а не кучей маленьких. Это значительно ускоряет доставку товара, а еще защищает всех участников дорожного движения от километровых пробок из фур, стоящих в очереди на досмотр.

Отметим, что упрощенное налогообложение не всегда обходится владельцу груза дешевле, чем обычное. Однако оно способно сократить издержки на перевозки и ускорить доставку груза, поэтому в целом оно более выгодно.

Что такое Carnet TIR или книжка МДП

Основной документ, который нужен автомобилисту — это книжка МДП, документ строгого учета. Именно ее наличие дает право на упрощенное налогообложение и отсутствие тщательных досмотров. Книжку МДП оформляют сотрудники таможни сразу после осмотра груза. Вы можете встретить другие названия этого документа: книжка TIR, «Карнет Тир». Получив такую книжку, водитель грузовика должен сохранять ее в течение всей поездки. Когда грузовик с TIR подъезжает к очередному пункту досмотра, водителю достаточно предъявить книжку TIR и продемонстрировать цельную пломбу на створках. Это намного быстрее, чем полноценный досмотр груза.

Кроме того, Carnet TIR гарантирует водителю и организации-перевозчику, что груз на таможне будет в безопасности. Сотрудники небольших постов в стране не смогут досмотреть груз, а, значит, и повредить его. Книжка МДП защищает не только от огромных потерь времени, но и от недобросовестных сотрудников пунктов досмотра.

Особенности выдачи книжки МДП

Таможенную конвенцию подписали 57 стран, и у каждой есть собственная организация, отвечающая за выдачу этих книжек. В каждой стране-участнице системы TIR такие бланки может реализовать отдельная организация. В РФ этим занимается Ассоциация международных автомобильных перевозок (АСМАП). Ее офис находится в Москве, но, разумеется, зарубежным водителям необязательно каждый раз заезжать в Москву, чтобы получить книжку ТИР — этим занимаются сотрудники таможни, которые расположены у границ. Непосредственную выдачу книжки осуществляют прямо на таможне во время осмотра грузовика и после его пломбирования.

На выезде из страны сотрудники таможни забирают у водителя книжку TIR и снимают пломбу. Но это не значит, что водитель с книжкой может колесить по стране, сколько ему вздумается. У каждой выданной книжки МДП есть срок действия, который указывается прямо на обложке документа. Если срок годности книжки выйдет до того, как водитель покинет страну, то перевозчику придется выплачивать налоги и по упрощенной, и по обычной системе — все встречные пункты досмотра будут иметь полное право снимать пломбу, досматривать груз, требовать выплату пошлины и тормозить дальнейшее перемещение товара. Впрочем, беспокоиться не о чем — как правило, сотрудники таможни выдают книжки с большим сроком действия, которого точно хватит на пересечение страны вместе со всеми пробками и форс-мажорами.

Что указывается в книжке

Какие сведения обязательно должны быть указаны в Carnet TIR? Давайте рассмотрим этот документ поближе.

Книжка МДП — это отрывной блокнот, по размеру сравнимый с листом бумаги А4, но более вытянутый в длину. Первая страница — это обложка, которая сделана из плотной бумаги горчичного цвета. Внутри есть две секции: грузовой манифест (лист желтого цвета) и отрывные талоны (белого и зеленого цветов).

Взглянем на обложку. На листе горчичного цвета стоит печать, которая указывает срок годности документа. Как только этот срок истекает, книжка становится недействительной, и водителя могут остановить для досмотра, взять с него пошлину и так далее — налоговые льготы на этот автомобиль больше не распространяются. Далее следует грузовой манифест — лист, который остается в книжке до самого конца, вырывать его нельзя. А вот отрывные талоны для того и существуют. Отрывные талоны печатаются попарно на белом и зеленом листках. Белый листок заполняется сотрудниками очередной таможни (внутри страны), и эти сведения копируются на зеленый листок. Сотрудники таможни отрывают себе один талон, а второй остается в книжке. Так можно достоверно проследить маршрут фуры.

Грузовой манифест TIR CARNET

В грузовом манифесте сотрудники таможни описывают груз и его расположение в фуре, а также:

  • данные о государстве-отправителе и государстве-получателе;
  • сведения о таможне, которая выдала книжку МДП;
  • общая масса груза;
  • количество паллет в грузовике (здесь сведения должны быть примерно как в упаковочном листе);
  • регистрационный номер грузовика;
  • документы на груз (обязательно с указанием их номеров);
  • номер пломб, перечень печатей и таможенных отметок.

Особенности применения Carnet TIR в России

Из-за сложной политической обстановки Международный союз автомобильного транспорта то и дело меняет свои условия в отношении России. Из-за этого водителям и перевозчикам приходится постоянно проверять текущие правила, которые действуют в отношении России. Кроме того, стоит ознакомить читателя с некоторыми особенностями перевозок, вызванными действиями российского правительства:

  • Определенные таможенные терминалы РФ, список которых был оговорен, но до сих пор не утвержден окончательно Правительством России, будут обращать внимание на логотип TIR и обслуживать автотранспорт.
  • Никто не может гарантировать, что на государственной границе РФ, через которую ежедневно проезжает большой поток автотранспорта с пометкой ТИР, не возникнет серьезных проблем при их досмотре.

К сожалению, никто не может точно предсказать, как будут развиваться отношения России и МСАТ, поэтому сложно предугадать, какие изменения могут быть в правилах международных перевозок. Впрочем, основные требования не отличаются от большинства других стран:

  1. Организация, подающая заявление на упрощенное налогообложение, должна подтвердить наличие грузовика, зарегистрированного официально. Выбранный грузовик должен удовлетворять требуемым нормативам (они постоянно меняются, и лучше их проверять на официальном сайте МСАТ).
  2. Ответственность за выполнение международных перевозок несет организация-перевозчик.
  3. Груз и автомобиль должны быть застрахованы.

Чтобы получить разрешение на международные перевозки, российская организация должна предоставить в «Ространснадзор» следующие документы:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие право владения ТС;
  • документы о регистрации ТС;
  • документы о профессиональном соответствии дальнобойщика;
  • опись пакета документов (просто список).

Заключение

Теперь вы знакомы с Таможенной конвенцией и тем, как она на практике влияет на перевозку грузов. Книжка МДП, которая выдается водителям на таможне при въезде в страну, позволяет завершить маршрут намного быстрее, не тратя время на длительные проверки, выплату мелких пошлин и очередь на досмотр. Сейчас конвенция подписана уже 57 странами, что значительно облегчило грузоперевозки для многих предпринимателей и организаций. Теперь дальнобойщики могут намного быстрее выполнять свою работу, а компании-перевозчики — не терять время и деньги на перевозках. Таможенная конвенция сделала грузоперевозки гораздо рпоще, чем когда-либо. Если страна, через которую вы планируете отправлять груз, подписала это соглашение, то обязательно воспользуйтесь возможностью упростить работу своим водителям.

Упаковочный лист: зачем нужен и как его оформлять

Упаковочный лист (он же packing list) — это документ, который сопровождает поставку. В этой статье мы разберемся, как должен выглядеть упаковочный лист, что в нем должно содержаться и как его правильно оформлять. Мы также разберем ситуации, когда он необходим, а когда поставка может обойтись без него.

Что такое упаковочный лист

Упаковочный лист — это документ, который прикладывается к каждой упаковке. В документе указывают важные сведения о содержании упаковки и ее характеристиках. Сюда входит описание коробок или паллет, количество штучного товара в каждой коробке, вес товара с коробкой и без нее и так далее. Проще говоря, упаковочный лист помогает получателю не вскрывая упаковку узнать, что и в каком количестве в ней содержится. Получив поставку с упаковочными листами, покупатель сразу понимает, по сколько товаров в каждой коробке, может быстро подсчитать и проверить количество привезенного товара.

Сверяться по упаковочному листу обычно удобнее, чем по накладной, особенно если в поставке несколько разновидностей товаров, упакованных вместе.

Единственный случай, когда без упаковочного листа не обойтись — это поставки через границу. Если вы отправляете товар за рубеж, то вам придется приложить к нему упаковочный лист. С ним будут знакомиться сотрудники таможни. В остальных случаях packing list — инициатива добровольная, но полезная, упрощающая работу всем участникам поставки.

Упаковочный лист не составляют, если отправляется сыпучий товар или продукты «навалом» без какой-либо внешней упаковки.

Что указывают в упаковочном листе

Упаковочный лист может оформляться в разных компаниях с некоторыми различиями, но его содержание обычно более-менее совпадает. Напоминаем, что этот документ составляется отдельно для каждой упаковки. Итак, в упаковочном листе обычно указывают следующие характеристики:

  • Номер и дата документа. Каждый лист должен быть пронумерован внутри компании. Дата, которую ставят в упаковочном листе — это дата упаковки товара.
  • Наименование компаний, между которыми происходит поставка. Обычно первым пишут название фирмы-поставщика, который составляет упаковочный лист, а после — компанию, которая принимает поставку. Обязательно нужно однозначно указывать, какая компания отправляет, а какая — принимает товар. Например, перед названием фирмы-покупателя можно указать «К:» или «Для:», чтобы было понятно, что она значится адресатом доставки.
  • Адрес складов, между которыми будет производиться поставка. Как и в предыдущем случае, нужно указывать адреса так, чтобы было понятно, какая точка будет началом маршрута, а какая — концом. Можно указывать адреса сразу после названий фирм, чтобы было еще понятнее.
  • Номер заказа, контракта, накладной или других документов, которые обуславливают эту поставку.
  • Список наименований товаров в упаковке. Если есть артикулы — можно указать и их. Обязательно перечислите все виды товаров, даже если они различаются между собой, к примеру, только цветом.
  • Вид упаковки. Это может быть коробка, паллет или другие упаковочные материалы. Желательно указать размеры упаковок.
  • Количество товаров. В отличие от накладной, упаковочный лист указывает не только на общее количество товаров в поставке, но и на их количество в упаковке.
  • Вес товара нетто и брутто в той упаковке, с которой он доставляется.
  • Количество упаковок во всей поставке. Эту характеристику часто называют количеством товарных мест. На будущее просто запомните, что товарное место и упаковка (коробка, паллет) — это одно и то же.
  • Номер конкретной упаковки, то есть номер места.
  • Общий объем и вес поставки.
  • Подписи ответственных лиц. В начинающих транспортных компаниях это может быть директор, в более крупных — сотрудники склада и экспедиторы.

Этот список — лишь ориентир. Вы можете не указывать одну или несколько характеристик, перечисленных выше, или добавить какие-либо свои, эксклюзивные для вашего товара характеристики в упаковочном листе. Главное, чтобы лист доносил до получателя важную информацию, которая упрощает поставку и контроль над ней.

Правила составления упаковочного листа

Упаковочный лист не имеет регламентированной формы — компания вправе составлять этот документ так, как посчитает нужным. Можно разработать собственную форму упаковочного листа, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, которых полно в интернете. Какую бы форму вы ни выбрали, позаботьтесь о том, чтобы все упаковочные листы были оформлены одинаково. Разнородные документы не помогут приемщику, а только запутают его!

В идеале, конечно, стоит разработать упаковочный лист под собственную продукцию. Найденные в открытом доступе формы могут не учитывать особенностей вашего товара и упаковок.

Ниже представлен пример упаковочного листа, который описывает поставку одного товара в коробке. В документе указаны наименования компаний, адрес доставки, номер накладной, тип упаковки, количество товарных мест, наименование товара, вес нетто и брутто. Документ подтвержден подписями сотрудников, ответственных за эту поставку.

Наиболее распространен подобный «скелет» упаковочного листа:

  1. В шапке документа указывают наименование компании-поставщика и ее адрес, номер упаковочного листа.
  2. Далее идут наименование и адрес компании-покупателя и номера документов, которые обуславливают поставку.
  3. Ниже пишут тип упаковки и ее характеристики (в том числе размер), а также количество товарных мест и номер этой коробки.
  4. Затем следует таблица с перечислением товаров, которые содержатся в упаковке.
  5. Общий вес можно указать в таблице как сумму перечисленных товаров, а можно указать под таблицей.
  6. В конце документа — подписи и дата.

Правила оформления упаковочного листа

Перечислим основные правила, которые помогут вам хорошо заполнить упаковочный лист:

  • Никогда не указывайте в упаковочном листе цену груза. Для этого есть другой документ — счет-фактура (он же инвойс). Packing list находится на виду, и случайный человек (в том числе мошенник) не должен из-за этого узнавать стоимость товаров.
  • Крепите упаковочный лист сверху каждой упаковки, чтобы приемщику было проще обнаружить документ.
  • Обязательно указывайте адрес доставки. Адрес отправления не так важен.
  • Пишите сведения о компании-отправителе в самом начале листа.
  • Не допускайте помарок, не исправляйте опечатки ручкой или маркером. Вместо этого лучше распечатать новый лист.
  • Оформлять упаковочные листы принято на бумаге формата А4.
  • Печать при оформлении упаковочного листа необязательна, а вот «живая» подпись нужна.
  • Оформляйте упаковочный лист в двух экземплярах, и один оставляйте у компании-отправителя.

Заключение

Поставки внутри страны не обязывают поставщика оформлять упаковочный лист. Но этот документ помогает и самому поставщику контролировать наполнение грузовика, и приемщику быстрее все проверить, и экспедитору — прикинуть расход топлива на поездку. Оформление упаковочного листа — это признак хорошего тона для транспортных и логистических компаний.

Повышение эффективности логистики на предприятии

Логистика — это зачастую недооцененная часть бизнес-процесса. А ведь с развитием глобализации, с размещением филиалов и отделений разных компаний по всей стране и даже за ее пределами своевременная и дешевая доставка продукции — это очень важно. В этой статье мы разберем, как хорошо организовать логистические процессы, как обнаруживать проблемы. Вы узнаете, как улучшить логистику в компании и по каким параметрам отслеживать ее эффективность.

Почему логистика важна и кто должен ей заниматься

Для начала разберемся, чем же конкретно занимается логистика. Логистические процессы отвечают за:

  • транспортировку сырья и товаров;
  • хранение сырья и товаров;
  • поставку готовой продукции на продажу.

При этом задача логистов — это спланировать и проконтролировать выполнение этих планов. Логистика всегда должна действовать в интересах и компании, и конечного потребителя. Проще говоря, логистика – стратегическое управление цепью поставок. Если логистика допускает какую-либо задержку, весь процесс производства может остановиться на неопределенное время. Только представьте, какими издержками это грозит!

Кроме того, логистика — это весомая статья расходов. Расходы на логистику у различных компаний варьируются, но они составляют достаточно крупную часть от всех издержек бизнеса. Если она организована неоптимально, то ваша компания может пострадать финансово. Задача специалистов по логистике — это оптимизировать перевозки и хранение так, чтобы как можно меньше машин и складов простаивало без дела.

Логистика, как указано выше, не только планирует, но и контролирует процесс поставок. Если фирма заботится о своей репутации, она проследит за поставкой готового продукта к покупателю в целости и сохранности.

Работа складов тоже контролируется логистикой. Если она нарушена, то компания не сможет работать без перерывов. Пустой склад сырья — это невозможность производить товар. Заполненный склад готовой продукции тоже не позволяет работать дальше.

Вопросами логистики обычно занимается транспортная компания, которую нанимает фирма-производитель. Некоторые компании обходятся без услуг сторонних логистов и набирают специалистов в свой штат. Небольшим фирмам достаточно одного логиста, чтобы успешно вести свои дела. Но если у компании несколько складов по стране и огромный парк бортовых платформ и прочей грузовой техники, то в фирму нанимается целая команда логистов.

Зачастую их работа организована бесперебойно — специалисты выходят в том числе в ночные смены, чтобы контролировать перевозки и наполнение складов.

Разумеется, логисты не должны денно и нощно думать о том, как улучшить логистику в компании. Однако будет неплохо, если они станут регулярно проводить ревизию налаженных процессов. Это поможет компании вовремя отметить, что какие-то из старых процессов уже не нужны, а какие-то нуждаются в переработке. Оптимально проводить такую ревизию планово раз в полгода и внепланово — после подключения нового склада, поставщика или другого значимого узла.

Как понять, что с логистикой что-то не так

Ошибки логистики могут привести к следующим последствиям:

  • Огромные затраты на транспортировку и хранение. Невозможно сказать, какую долю от всех издержек должна занимать логистика — все слишком индивидуально. Но если вы замечаете, что со временем ваши затраты на транспортировку становятся больше (непропорционально доходам), то, возможно, стоит подумать о том, как улучшить логистику фирмы.
  • Перерывы в производстве. Неполадки в работе складов больно бьют по производству. Если у вас бизнес по переработке сырья или изготовлению готовой продукции, то любые проблемы со складами чреваты для вас приостановкой производства. Если логистика допускает такие простои, ее срочно необходимо пересмотреть. В идеале все логистические процессы должны быть настроены так, чтобы ваши склады никогда не были пусты или полностью забиты.
  • Сбои в поставках. Ваши покупатели жалуются на срывы доставок или поврежденный товар? Значит, логистика плохо контролирует процесс хранения и перевозки. Нужно ввести более тщательный контроль на всех этапах перемещения товара, чтобы ваши партнеры и покупатели не страдали от халатности сотрудников.

Показатели эффективности логистики

В логистике, как и в любом другом бизнес-процессе, важна эффективность. К счастью, есть довольно четкие маркеры, которые позволяют определить, насколько хорошо настроены логистические процессы в вашей компании — ключевые показатели эффективности. Ключевые показатели эффективности — это инструмент измерения того, насколько успешно различные подразделения компании достигают своих целей. Компании прибегают к их помощи, чтобы регулярно проверять, насколько оптимальна работа и можно ли ее улучшить. Ключевые показатели обычно измеряют в процентах.

Ключевые показатели почти всегда анализируют в динамике, поэтому компании важно как можно раньше внедрить эти показатели, фиксировать их, хранить старые данные и сверяться с ними, отмечая положительную или отрицательную динамику.

Ключевые показатели эффективности логистики различаются в каждой фирме, и четких формул здесь нет. Но обычно показатели эффективности демонстрируют такие результаты, как:

  • общие логистические издержки;
  • качество сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • эффективность использования автопарка;
  • возврат на инвестиции в инфраструктуру.

Рассмотрим подробнее некоторые из них. Общие логистические издержки — это суммарные траты на функционирование логистики, то есть на перемещение товара и его хранение. Сюда входят непосредственно затраты на обслуживание транспорта и складов (в том числе зарплаты сотрудников), ущербы от логистических рисков (аварий и задержек) и затраты на администрирование. Важно анализировать не только саму сумму, но и ее структуру.

В развитых странах управление складами занимает около 20–40% от всех издержек логистики, транспортные расходы — 15–35%, а администрирование — 9–14%.

Продолжительность логистического цикла — это время исполнения заказа потребителя. Если вкратце, то чем быстрее — тем лучше. Сейчас наступило время экспресс-доставок, и люди не готовы ждать слишком долго, даже если товар конкурентоспособен.

Как улучшить логистику на предприятии

Итак, вы нашли слабые места своей логистики, начали следить за ней в динамике по показателям эффективности. Что дальше? Пришло время улучшить логистические процессы. Вот пять рекомендаций, которые помогут вам оптимизировать логистику.

  1. Автоматизация склада. Отбор и контроль товаров на складе по праву считаются одними из самых трудных процессов в логистике. Чтобы избежать множества ошибок, связанных с человеческим фактором (недосчитали, случайно положили меньше, сложили не туда и так далее), внедрите автоматизацию процессов на складе. Существует много технологий отбора и контроля товара. Единственный минус этого подхода — он потребует от вас вложений денег, зато порадует облегчением логистики и снижением числа ошибок.
  2. Борьба с «пиками». Наибольшее число логистических ошибок (которые стоят денег) люди совершают в пиковые дни, когда нагрузка повышена. Как с этим бороться? Во-первых, постарайтесь планировать погрузки и разгрузки равномерно. Это возможно не всегда, но гораздо чаще, чем вам кажется. Хорошее планирование сэкономит вам силы и нервы. Во-вторых, определите оптимальное количество работников склада с учетом пиковых нагрузок. Если ваши сотрудники говорят, что им просто не хватает рук и времени, чтобы справиться со всей работой, возможно, они не привирают.
  3. Тщательно подбирайте транспорт. Сейчас грузовой транспорт можно не только покупать, но и арендовать, так что у предпринимателя есть возможность оптимизировать свой автопарк под товар. Если вы выберете автомобиль, который отлично подходит для перевозки именно вашего груза, то вы снизите риск его порчи по дороге.
  4. Обновите автопарк. Иногда основная проблема логистики компании — это старый автопарк. Устаревшие и подверженные износу от времени автомобили просто не могут доставлять продукты в срок и в хорошем качестве. Это особенно касается рефрижераторов и изотермических фургонов. В среднем грузовые автомобили служат по 7–9 лет, после чего их стоит заменить на новые.
  5. Страхуйте риски. Страховка груза и ответственности — это отличное вложение для транспортной компании. Даже если вся логистика работает идеально, непредвиденные обстоятельства на дороге (аварии, ремонты, перекрытия, пробки) могут сыграть не в вашу пользу. Чтобы не нести огромные убытки, заранее страхуйте груз. Кроме того, это покажет вашим покупателям и партнерам, что вы серьезно относитесь к бизнесу.

Заключение

Теперь вы вооружены простыми, но эффективными приемами, которые позволят вам улучшить логистику вашей компании. Следите за показателями эффективности, отмечайте, как те или иные нововведения отражаются на работе логистических процессов.

Как открыть транспортную компанию по перевозке грузов: практические советы и рекомендации

В период пандемии многие задумались о развитии дополнительного источника заработка. Кто-то хочет просто уйти из наемного труда, другие, уже имеющие успешный бизнес, хотят охватить больше рынка. Сейчас как никогда востребована транспортная отрасль — о ней и поговорим. В этой статье мы рассмотрим, как открыть транспортную компанию и что для этого нужно.

Перспектива транспортной отрасли

Для начала решите, подходит ли вам вообще транспортная отрасль. Чтобы вам было легче решать, наметим ее перспективы и плюсы:

  • перевозки груза нужны людям всегда, независимо от кризиса и локдауна;
  • объемы производства (а, значит, экспорта и импорта) постоянно увеличиваются, и пока нет предпосылок для их сокращения. Это значит, что в транспортном бизнесе всегда будет свободное место;
  • малый и средний бизнес часто ищет перевозчиков, предлагающих более гибкие условия, чем компании-монополисты на этом рынке. Таким образом, начинающий предприниматель сможет без особого труда найти клиентов сразу после открытия новой транспортной компании.

С чего начать открытие

Любой бизнес начинается с планирования, и транспортная отрасль — не исключение. У вас есть несколько вариантов: подключиться к франшизе, закупить или арендовать свой автопарк или открыть диспетчерскую службу без автомобилей.

Подключение к франшизе — это простой, но не самый выгодный способ заработать на транспорте. У владельцев франшиз часто бывают не самые выгодные условия, крупные отчисления и широкая система штрафов. Однако если вы новичок в ведении бизнеса, можно попробовать начать именно с такого варианта, потому как открыть филиал транспортной компании намного проще, чем с нуля разрабатывать собственный бизнес.

Транспортная компания с собственным автопарком — это трудный, но в перспективе очень прибыльный вариант. Он потребует от вас минимум 500 000 рублей затрат на старте и затем ежемесячно порядка 100-150 тысяч (на аренду помещений, зарплаты сотрудникам). Диспетчерская служба потребует от вас меньших вложений, но и приносить дохода будет существенно меньше.

Начните работу с оценки первых расходов. Если вы собираете открыть транспортную компанию с нуля, не имея на руках ничего, кроме денег и энтузиазма, то вам нужно купить или арендовать следующий минимум:

  • обязательные помещения: офис и склад;
  • автопарк: фуры, фургоны и другие автомобили, которые вы планируете использовать в бизнесе;
  • расходные материалы: паллеты, упаковочные материалы;
  • оргтехника: ПК или ноутбуки, принтеры, сканеры.

Помимо этого, вам нужно будет выплачивать зарплаты сотрудникам (о необходимом штате написано чуть ниже) и оплачивать транспортные расходы (бензин, пошлины и платные магистрали). Суммируйте все расходы, чтобы оценить, хватает ли вам средств, есть ли запас (а он должен быть), нужны ли займы на первое время.

Регистрируем компанию

У начинающего предпринимателя есть два варианта — регистрировать ИП или ООО. Несмотря на все налоговые преимущества, которые есть у ИП, при открытии транспортной компании стоит все-таки зарегистрировать именно ООО. Дело в том, что транспортная отрасль по своей специфике предполагает большое количество персонала и дорогостоящего оборудования. К тому же, вашими клиентами будут компании и корпорации, а они не всегда готовы иметь дело с индивидуальными предпринимателями.

Почему именно ООО, а не ЗАО? Потому что при ООО на учредителей и руководителей фирмы не распространяется юридическая ответственность. Так вы, как гражданин, будете более защищены.

Подходящие коды ОКВЭД для открытия транспортной компании:

  • 49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;
  • 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом;
  • 53.20.3 Деятельность курьерская.

Выбираем подходящий склад и офис

Что нужно для открытия транспортной компании? В первую очередь — офис и склад. Выбрать подходящий офис не так уж и трудно. Вам нужно, чтобы офисное помещение было:

  • удобно расположено. Идеальный вариант — в бизнес-центре недалеко от метро или других комфортных транспортных развязок. Но сейчас большая часть переговоров с клиентами ведется удаленно, через интернет, поэтому расположением можно и пожертвовать, если бюджет не позволяет арендовать дорогое помещение в престижном бизнес-центре;
  • чистым и просторным. От внешнего вида помещения зависит первое впечатление клиента. Грязная и обшарпанная каморка никак не способствует повышению лояльности. Более того, в такое помещение сложнее набрать сотрудников;
  • оснащено парковкой. И для работников, и для клиентов необходима хорошая парковка неподалеку от офиса;
  • оснащено хорошим бесперебойным интернетом и телефоном. Очень обидно, когда сделки срываются из-за пятиминутных перебоев у провайдера.

Со складом все будет немножко труднее. В идеале склад должен располагаться в черте города, но не в центре, а на окраине, в промзоне. Если в черте города подходящих помещений нет, можно рассмотреть областные варианты.

Главный критерий при выборе склада — это комфортная погрузка и выгрузка. Выбирайте склад под автопарк, который вы собираетесь использовать, но не наоборот. Получается, вам нужно вначале выбрать транспорт, который вы купите или арендуете, а затем уже искать подходящий склад, где уровень пандуса будет подходящим для вашего автопарка. При открытии транспортной компании с нуля выбирайте склады именно с пандусом — так вам не нужно будет закупать дополнительное дорогостоящее оборудование для выгрузки, и грузчик сможет работать с простой рохлей или ручной тележкой. К слову, альтернатива рохле, складской погрузчик, будет стоить порядка миллиона рублей, в то время как рохля обойдется в 10 000.

Ищем транспорт: все доступные варианты

Для полноценной работы транспортной компании вам потребуются:

  1. Малогабаритный грузовой транспорт (грузоподъемностью до 8 тонн). В эту категорию входят Бычки, ЗИЛы, ГАЗели и ГАЗы.
  2. Крупногабаритный грузовой транспорт (грузоподъемностью до 25 тонн).
  3. Автомобили, которые могут перевозить скоропортящиеся продукты (оснащенные термобудкой).
  4. Специализированная техника, в том числе грузоподъемная.
  5. Эвакуатор.
  6. Контейнеровоз.

Вы вполне можете сократить свой автопарк на первое время, но желательно иметь хотя бы по одной машине каждого из перечисленных типов. Так вам не придется отказывать клиентам, которые рады бы с вами сотрудничать, но у вас нет подходящего типа транспорта.

Прежде чем закупать или арендовать транспорт, подумайте о том, где вы будете его хранить. Для стоянки лучше всего подойдет охраняемая огражденная территория с видеонаблюдением.

Теперь поговорим о том, как можно оформить транспорт в компании:

  • Покупка. Самый дорогостоящий, а потому редко применяемый способ. Обычно транспортная компания не закупает собственный транспорт, а пользуется чужим в аренду или лизинг. Покупку собственного автопарка могут себе позволить только самые успешные и устойчивые перевозчики.
  • Аренда. Тут все просто — вы временно пользуетесь чужим транспортом, платите за предоставление машины раз в месяц, квартал или год. Это может показаться интересным вариантом, но обязательно посчитайте, сколько денег у вас уйдет на аренду за ближайшие пять лет. С другой стороны, при аренде автомобиля вы не несете ответственности за поломки, которые произошли не из-за неправильной эксплуатации. Таким образом, если авто сломалось (не по вине водителя или вашей), то арендодатель должен предоставить вам новое. Это всегда оговаривается в договоре — внимательно читайте его.
  • Лизинг. Пожалуй, самый выгодный способ обзавестись собственным автопарком. Он похож на покупку авто в рассрочку — вместо того, чтобы сразу выплачивать всю необходимую сумму, вы погашаете небольшие ежемесячные платежи, как бы арендуя авто. Если эти платежи суммарно сравняются со стоимостью автомобиля, установленной договором, то вы получаете транспорт в свое полное владение. Взять грузовой транспорт в лизинг могут любые предприниматели: и ООО, и ЗАО, и ИП. Разница лизинга и рассрочки состоит в том, что формально автомобиль принадлежит лизинговой компании, пока предприниматель не его выплатит полную стоимость. До этого момента машина считается арендованной. Это огромный плюс для перевозчика — ведь ему не придется выплачивать транспортный налог, КАСКО и ОСАГО за этот автомобиль. Конечно, большинство лизингодателей включают эту сумму в ежемесячные платежи, «размазывая» ее на год, но это все равно удобнее, чем ежегодно изымать крупные суммы из бюджета своей транспортной компании. При лизинге также действует автоматическая замена машины в случае поломки не по вине водителя.

Оборудование и расходники

В расходы необходимо сразу записать оргтехнику — вашим сотрудникам для работы потребуются компьютеры (обычные, офисные, чтобы могли тянуть работу с браузером, таблицами и текстовыми редакторами), принтеры и сканеры (можно взять несколько МФУ — так обычно дешевле) и телефоны. На всю оргтехнику обычно уходит не больше 150 тысяч рублей.

С расходниками все немного сложнее. Вам потребуются материалы для упаковки товаров, поскольку обычно эта обязанность ложится именно на транспортную компанию — ваши клиенты не обязаны заранее паковать свой товар. Среди расходников наиболее востребованы:

  • пузырьковая пленка;
  • деревянные ящики;
  • паллеты;
  • упаковочная бумага;
  • тросы для крепления.

На первое время вам будет достаточно потратить около 10–20 тысяч рублей на эти материалы, но они будут вашей постоянной статьей расходов. Чем популярнее будет становиться ваша компания, тем больше денег вам придется тратить на расходники.

Персонал

Давайте рассмотрим минимальный штат для транспортной компании:

  • бухгалтер. Если вы собираетесь открывать ИП, то вы можете обойтись внештатным бухгалтером. Но лучше все-таки иметь собственного специалиста — обычно это обходится дешевле, чем регулярное обращение к сторонним профессионалам;
  • водители. В идеале водителей должно быть в три раза больше, чем машин. Вам потребуется обеспечить их подходящей документацией, в частности оформить карточки для тахографов;
  • механики. Наймите хотя бы небольшую бригаду опытных рабочих, которые будут следить за состоянием автомобилей и вовремя их чинить;
  • диспетчер. На первое время, пока водителей не больше десяти, достаточно одного-двух диспетчеров. Со временем, когда штат будет расти, вам потребуется больше диспетчеров, чтобы координировать маршруты водителей;
  • логист. Это, пожалуй, самый важный член вашей команды, и ни в коем случае не нужно экономить на нем.

Рекламируем компанию

Ваши потенциальные клиенты — это, в большинстве случаев, компании. Так что вместо навязчивой уличной рекламы (баннеров и плакатов) вам стоит обратить внимание на рекламу в интернете, в частности на таргетированные объявления. Если вы хотите как можно скорее активно получать заказы, вам стоит нанять маркетолога — хотя бы на первые полгода. После этого ваша репутация будет вас обгонять, и вам не придется усиленно искать новых клиентов — они сами будут приходить к вам.

При открытии филиала транспортной компании через франшизу вопрос о маркетинге снимается сам собой. Клиенты, уже знакомые с вашим брендом, будут самостоятельно обращаться к вам безо всякой рекламы.

Подводные камни и распространенные ошибки

Многие начинающие предприниматели не хотят тратиться на полис страхования — дескать, это не самая обязательная статья расходов. А между тем именно порча груза может стать причиной вашего несвоевременного закрытия. Начинающей компании достаточно всего один раз потерять или испортить груз, чтобы полностью обанкротиться. Поэтому полис страхования ответственности экспедитора — это важная часть ваших расходов. Он стоит порядка 50 000 рублей в год и поможет не только спасти компанию от банкротства, но и сохранить репутацию добросовестного перевозчика.

Если вы открываете диспетчерскую службу, ищите партнеров среди проверенных компаний с серьезным уставным капиталом. Если потенциальный партнер в уставе прописывает минимально возможный капитал, лучше откажитесь от сотрудничества — вполне возможно, это будет мошенник, который просто присвоит груз себе и подставит вашу организацию.

Заключение

Как видите, открыть транспортную компанию с нуля можно при довольно скромном бюджете — от 500 000 рублей уже можно начинать работу с собственным автопарком. Важно обращать внимание на компетенцию своих сотрудников, подбирать оптимальный транспорт и склад, а также рекламировать свою компанию в правильных местах.

Как размер паллеты для перевозки влияет на выбор автотранспорта

Поддон – тара для перевозки любых типов грузов в упаковке, а также деталей оборудования, мало- и среднегабаритной техники в сборке, кусковых материалов. Простая конструкция паллеты (второе название поддона) и бюджетные материалы изготовления определяют ее доступную стоимость, что делает ее самым популярным упаковочным материалом.

Его используют для загрузки всех видов транспорта – грузовых самолетов, ж. д. вагонов, металлических контейнеров. Большинство автомобильных грузоперевозок осуществляют с использованием поддонов. Все благодаря тому, что их форма позволяет максимально эффективно использовать грузовое пространство.

Хотя количество паллет, которые помещаются в грузовые автомобили разных типов, отличается. В том числе и потому, что для доставки сегодня применяют поддоны разных типоразмеров. Какие они бывают? И как рассчитать, сколько их поместится в используемой машине? Разбираемся с видами паллет и схемами их размещения в грузовых отсеках.

Что такое паллета

Паллета или поддон (название одного изделия на американский и русский манер) представляет собой настил, адаптированный для захвата погрузочной техники. Тару используют не только для грузоперевозок, но и для складирования, хранения товаров, их перемещения внутри предприятий.

Самый распространенный вариант – деревянные поддоны. Это универсальные конструкции, идеально сбалансированные в плане надежности и стоимости. Поскольку для регулярной транспортировки их нужно много, именно такой вариант упаковки предпочтителен для грузовых перевозок. Металлические и пластиковые паллеты чаще применяют для складского хранения (они более гигиеничны, долговечны, но стоят значительно дороже).

Виды паллет и их размеры

Кроме как по материальному, типы паллет различают по следующим признакам:

  • по назначению (универсальные и специальные конструкции);
  • количеству раз использования (одноразовые и многоразовые);
  • грузоподъемности (стандартные грузоподъемностью до 1,5 т, усиленные рассчитаны на вес до 2,5 т, «хлипкие» паллеты загружаются максимум на 0,25–0,5 т);
  • количеству сторон захвата погрузчиком (конструкция двухзаходных поддонов имеет специальные пазы для захвата вилами с 2 противоположных стороны, четырехзаходные можно поднимать погрузчиком с любой стороны);
  • конструктивному исполнению (плоская модель без надстроек, паллета с бортами, ящичная – с надстройками, которые формируют стенки).

Поддоны также бывают квадратными (американские, китайские) и прямоугольными. Для внутренних перевозок по России используют стандартные деревянные поддоны, соответствующие ГОСТ 33757–2016. Для международных рейсов подходят только паллеты, соответствующие одному из общепризнанных стандартов – европаллеты (UIC 435–2), американские, FIN, китайские и т. д.

Стандартные поддоны по ГОСТ 33757–2016

Характеристики стандартного поддона по ГОСТ:

  • размер паллета – в 1 из 2 вариантов, 800*1200 или 1000*1200 мм (высота – 145 мм);
  • грузоподъемность – от 1,3 до 1,5 т;
  • вес – 25–35 кг;
  • маркировка – может отсутствовать (в отличие от европаллет и FIN-поддонов, стандартные конструкции выпускаются без специального клейма).

Представляет собой плоский настил из деревянных досок высотой 20–22 мм. Состоит из 2 дощатых площадок – верхней из 5–7 досок шириной 100–145 мм и нижней из 3–5 досок. Между площадками установлены шашки из бруса. Верхний настил паллет малых размеров (800*1200 мм) дополнительно соединяется продольными досками для надежности. В качестве материала для стандартного поддона используется древесина ольхи, ели, сосны или березы высшего, I или II сорта (он определяет и сортамент самих паллет).

Важно. Ключевое требование – влажность древесины не выше 24%.

Американские паллеты

Американские поддоны обычно имеют квадратную форму и следующие характеристики:

  • размер американской паллеты – 1200*1200 мм (свое название она получила из-за широкого распространения в США, которые и считаются родиной данной тары, в целом здесь используют конструкции более чем 10 разных типоразмеров, в данном пункте приведен самый распространенный вариант для международных перевозок);
  • грузоподъемность – до 1 т;
  • вес изделия – от 15 до 40 кг;
  • клеймо – отсутствует.

Американский поддон отличается от аналогов необычной конструкцией. В нем не используются шашки, призванные разделять верхний и нижний настил для удобства захвата тары вилами погрузчика. Вместо этого в конструкции применяются 2 доски с фигурными отверстиями длиной по 23 см каждое (по 2 на каждой из 2 досок). Кроме того, американская паллета бывает одно- и двухсторонней.

В первом случае она сформирована 7 досками верхнего настила и 5 досками нижнего. Во втором верхняя и нижняя площадки выполнены из 7 досок, скрепленных между собой специальными гвоздями. Ширина досок – 10 и 15 см. Как правило, по краям устанавливают более широкие, в середине – две узкие. Материал – сосна, тополь, осина и ольха.

Важная особенность данного типа тары: самый тонкий элемент не может быть менее 6 мм. Кроме того, американские поддоны обязательно проходят обработку от грызунов и бактерий.

Европаллеты

Самый распространенный тип паллет для международных перевозок – европаллет или поддон евростандарта:

  • размер паллеты для перевозки международных грузов – 1200*800 мм (высота 144–145 мм);
  • грузоподъемность – 0,45–2 т;
  • вес единицы – 35 кг;
  • клеймо – EPAL, EUR.

Европоддоны с клеймом изготавливают только в Европе в строгом соответствии стандарту UIC 435–2. Конструкция состоит:

  • из верхней площадки (5 досок в строгом порядке: широкая – узкая – широкая – узкая – широкая);
  • поперечных обрезных планок, скрепляющих настил по всей ширине;
  • 9 шашек (по 3 в каждом из 3 рядов) из бруса (100*145*78 мм);
  • нижней площадки из 3 досок (широкие по краям, в середине 1 узкая).

Ширина досок – 100 (узкие) и 145 мм (широкие), высота – до 22 мм. Они фиксируются специальным гвоздями на расстоянии не более 40 мм.

В классе европаллет различают поддоны, выполненные по стандарту и по размеру. В первом случае на изделие ставится клеймо (отметка EUR подтверждает соответствие стандарту, кроме того, на изделии печатается информация о производителе, материалах и дате изготовления). Европаллеты типа «размер» не клеймятся.

Важно. Европоддоны без клейма могут иметь шашки меньшего размера (100*100*78 мм), что определяет их сниженную грузоподъемность. Такая тара рассчитана на 450 кг максимум.

Финские поддоны (FIN)

Финские паллеты, отмеченные знаком FIN, – еще один распространенный вид тары для грузоперевозок. Они в обязательном порядке проходят обработку:

  • размер финских паллет – 1000*1200*145 мм;
  • грузоподъемность – до 2,5 т;
  • вес единицы – 15–20 кг;
  • клеймо – FIN.

Финские паллеты изготавливаются по стандарту ISO 3676. В их конструкции тоже 2 дощатые площадки: 7 досок сверху (широкая – две узкие – широкая – две узкие – широкая), 9 шашек из бруса и 3 поперечные доски (широкая – узкая – широкая). Ширина досок – 100 (узкие) и 120 мм (широкие).

Важно. Отличительная черта FIN-паллет (кроме выжженного клейма с информацией о производителе и дате сборки) – скругленные края (фаски).

Сортамент

Согласно ГОСТ 33757–2016 различают поддоны 3 сортов:

  • высший (новые крепкие конструкции практически без дефектов, использовались не более 3 раз);
  • I сорт (паллеты из светлой древесины без потемнений, торчащих гвоздей, мест повреждений в виде сколов или трещин, не ремонтировались);
  • II сорт (на поверхности допустимы мелкие дефекты – трещины не более 30 мм в ширину и 300 мм в длину, небольшая площадь загрязнения или потемнений, изделие может быть после ремонта).

Как рассчитать объем паллет

При планировании грузоперевозки важно грамотно подобрать транспорт для доставки нужного количества паллет. Для этого существуют специальные программы, поскольку самый простой метод (умножить объем самого поддона на количество этих поддонов) работает лишь при перевозке пустой тары. И то при условии, что ее можно ставить в несколько уровней.

Если же планируется доставка груженых конструкций, чтобы определить, сколько паллет входит в полуприцеп, нужно смотреть на несколько факторов:

  • схему размещения (длинной или короткой стороной, если конструкция прямоугольная);
  • длину стандартной машины (будут устанавливаться в 1 уровень, потому в качестве длины при расчете объема нужно брать количество метров, занятых на полу поддонами);
  • ширину автомобиля.

Так, например, в стандартной еврофуре длиной 13,6 м встанет 17 рядов европаллет «двойкой» (по 2 поддона в ряду), то есть короткой стороной в длину. Или 11 рядов «тройкой» (по 3 в ряду, длинной стороной в длину). Учитывая, что в любом грузовом отсеке должно оставаться свободное место (в рефрижераторе его надо оставлять больше), получаем:

  • 16 рядов «двойками» (13,6 м / 0,8 м короткая сторона паллеты = 17, с учетом свободного пространства – максимум 16 рядов);
  • 11 рядов «тройками» (13,6 м / 1,2 м длинная сторона паллеты = 11,33, с учетом свободного пространства всего 11 рядов);
  • то есть при первой схеме можно уместить максимум 32 европаллета (16*2), при второй – 33 поддона (11*3).

 

Схемы размещения паллет в авто

Как узнать, сколько паллет влезет в машину? Кроме длины, занятой паллетами по полу, нужно учитывать еще и выступ упаковки, который допустим максимум на 2 см за края тары, и ширину грузового отсека. Если еврофура стандартной ширины позволяет уместить 2 и 3 ряда европаллет, то в легких грузовиках типа Hyundai Porter такой возможности нет. А стандартный паллет здесь встанет только в 1 ряд (ширина отсека 1,7 м, короткая сторона поддона – 1 м).

Именно поэтому и существует масса подходов и программ для определения количества паллет в разных машинах с учетом обстоятельств грузоперевозки. Хотя наиболее частые варианты уже известны. Для вашего удобства они представлены в таблице.

Заключение

Деревянные поддоны – оптимальная тара для перевозок автомобильным транспортом. Чаще всего при доставке фурами, еврофурами и тягачами с прицепами или полуприцепами используют стандартные паллеты 800*1000 мм (по России) или европаллеты. Это связано с широкими возможностями использования разных схем их размещения.

Штрафы за отсутствие тахографа на грузовых автомобилях в 2021 году

Тахограф — это достаточно простое устройство, которое регистрирует деятельность водителя в течение рабочего дня. Задача, возложенная на тахограф, проста — не допустить, чтобы сотрудники проводили за рулем слишком много времени, недостаточно отдыхая и создавая тем самым аварийную ситуацию на дороге. Штрафы за отсутствие тахографа существовали еще в 2019 году. Тогда владельцам автопарков (причем как юридическим, так и физическим лицам) могли выписать сравнительно небольшой штраф от 10 до 50 тысяч рублей. Но законодательство не стоит на месте, и введенную систему штрафов за отсутствие тахографа немного изменяли. Рассмотрим, как она работает сейчас.

Нововведения 2021 года

В 2021 году никаких изменений в закон внесено не было. Сейчас действуют законы, принятые в 2019 году и обновленные в 2020 году. С последним обновлением штраф за отсутствие тахографа стали выписывать и физическим лицам, то есть водителям транспорта.

Какие законы регулируют использование тахографов

Всем автовладельцам, попадающим в «группу риска» (то есть ИП, ООО и физлицам, владеющим грузовиком и/или автобусом), стоит познакомиться непосредственно с нормативными актами, которые и устанавливают правила езды с тахографом. В 2021 году список этих законов таков:

  • ФЗ 386 от 30.10.2018. Здесь прописана необходимость установки тахограф на транспортное средство. В законе указано, какие ТС нужно оснащать тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны отвечать эти устройства.
  • ФЗ 216 от 26.07.2019. В этом законе фиксируется административная ответственность за отсутствие тахографа.

В ФЗ 216 закреплены изменения 2020 года. Новых законопроектов государство не выпускало, просто корректировало старый.

Кто обязан установить тахограф

Тахограф устанавливают владельцы транспортных средств, описанных в законе — как юридические, так и физические лица. Рассмотрим описание машин, которые обязательно должны быть оснащены тахографом, подробнее.

На какие ТС нужно устанавливать тахографы

Все ТС, на которые нужно ставить тахограф, делятся на две группы: пассажирские и грузовые. К пассажирским относят категорию М2 (автобусы с 8 и более сидячими местами, которые весят до 5 тонн) и М3 (8 и больше сидячих мест, а вес больше 5 тонн). Получается, что любые пассажирские ТС с 8 и более сидячими местами необходимо оснащать тахографом. В эту категорию попадают все пассажирские микроавтобусы, пассажирские автобусы (как междугородние, так и городские).

В список грузового транспорта, который нужно оснащать тахографом, попадает категория N2 (от 3,5 до 12 тонн) и N3 (от 12 тонн и больше). Сюда входят все средне- и малотоннажные грузовики, магистральные тягачи и, по сути, вся грузовая спецтехника.

Это важно! В законе перечислены исключения, которые не нуждаются в тахографах. Сюда входят троллейбусы, пожарные автомобили и спецтехника (например, эвакуаторы и автобетоносмесители). Их оснащать тахографами не нужно, и штраф за это не грозит.

Тахографы для международных перевозок

Если ТС используется для перевозок через границу, то его нужно оснастить тахографом ЕСТР. Такое устройство отвечает не только российским, но и европейским требованиям к тахографам, установленным Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств. Так ни у водителя, ни у организации не будет проблем при пересечении границы.

Штрафы за отсутствие тахографа и его неисправность

Если в ТС не установлен тахограф, то размер штрафа зависит от того, кому принадлежит транспорт. Если это физическое лицо, то размер штрафа варьируется от 3 до 5 тысяч рублей. Юридические лица (в том числе ИП) должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей. При этом тип транспортного средства роли не играет — за неоснащенный тахографом автобус владелец должен будет выплатить столько же, сколько и за грузовик без такого счетчика.

Штраф также выписывается, если тахограф есть, но неисправен. Под неисправностью понимают также намеренную блокировку или фальсификацию сведений. Штраф составит 1–3 тысячи рублей для физлица (водителя) и от 5 до 10 тысяч рублей для ИП и других юридических лиц.

Карта водителя для тахографа

Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.

За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.

Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).

Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.

Штрафы за несоблюдение режима труда

Итак, вы оснастили машину тахографом. Теперь можно не бояться штрафов? Как бы не так! Сотрудники ГИБДД после проверки тахографа имеют право выписать штраф за нарушение режима труда, то есть чрезмерно долгое вождение и слишком малые промежутки отдыха. Водителю будет выписан штраф в 2 000 рублей. Владельцам автомобиля (если это ООО или ИП) также будет выписан штраф, но уже крупнее. ИП заплатит до 25 000 рублей, а другие юридические лица — до 50 000 рублей.

Обратите внимание! Юридические лица несут ответственность не только за наличие нужного оборудования в машине, но и за соблюдение своими сотрудниками нормального распорядка дня.

Кто может выписать штраф

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Можно ли обжаловать штраф

Отменить наложенный штраф за тахограф в 2021 году нельзя, зато можно его обжаловать. Для этого нужно доказать, что санкция была применена неверно и без учета каких-либо обстоятельств. Например, если был выписан штраф на эвакуатор (а он является исключением из закона, в него не нужно устанавливать тахограф), то достаточно подать апелляцию и указать причину, по которой не должен быть выписан.

Важно! Обжаловать штраф за управление автомобилем без тахографа можно только в течение 10 дней после получения постановления. Жалобу подают в ту инстанцию, которая выписала штраф — то есть ГИБДД или УГАДН. 10 дней сотрудники будут рассматривать жалобу, а затем в течение 3 дней должны будут направить ответ.

Если обжалование не удовлетворили, но компания уверена в своей правоте, то она может обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Для этого составляют исковое заявление, в котором расписывают свои аргументы против наложенного штрафа, и прикладывают все документы, подтверждающие и наличие санкции, и ее безосновательность.

Как уберечься от штрафов

Самый простой способ — установить тахограф на каждый подходящий автомобиль, регулярно проверять его исправность и проверять показания. Конечно, юридические лица рискуют получить штраф даже при соблюдении этих условий — если водитель их машины не будет соблюдать режим, то штраф получит не только он, но и владельцы авто. Поэтому важно мотивировать своих сотрудников соблюдать нормальный режим работы — например, с помощью внутренних корпоративных штрафов.

Подведем итог

Тахограф — это устройство, которое по закону обязано быть в грузовиках и автобусах. Сотрудники ГИБДД имеют право проверять наличие и исправность тахографа, а также сверять его показания. За отсутствие тахографа в ТС несут ответственность и юридические, и физические лица. Если водитель работает, не соблюдая распорядок труда, то штраф получит и он, и компания-работодатель. За отсутствие карточки штраф заплатит только водитель, если карточка была выпущена и просто не использовалась им. А если карточки нет, то юридическое лицо, не позаботившееся о ее выпуске, тоже получит штраф.